Лютеранская Церковь в Ейске

В XIX веке на Кубани проживало чуть больше 10 тысяч немцев. Ейский уезд немецкие колонисты заселили в 1852 году, первой колонией стала Михельсталь (Воронцовка). В Ейске немцев проживало всегда немного; так, в 1885 году их было 30 человек, в 1912 году уже 140. Немногочисленна была и община протестантов лютеран: в 1880 году в ней насчитывался 171 человек.

Центром ейской общины была кирха. В 1882 году в городе уже имелся лютеранский молитвенный дом, возможно, он появился даже раньше. Среди его прихожан были известные в Ейске люди: провизор Вильгельм Семке, владелец книжного магазина Федор Цепфель, владелец заводика земледельческих машин Иван Пальмер, владелец колбасной Иоганн Вайц, хозяин мельницы Яков Ремпель, владелец маслобойни Ян Озолинг, управляющий пивзаводом Карл Шулинус.

Интересно, что пастора кирхи выбирали сами прихожане из лиц, окончивших богословский факультет. Если же пастора назначали, он должен был произнести пробную проповедь. Приход мог и опротестовать его избрание. При вступлении в должность пасторы приносили присягу на верность Его Величеству. Богослужение и проповедь регулировались правилами, утверждаемыми российским правительством.

При ейской кирхе работало попечительство. Оно содействовало пастору в надзоре за обучением юношества, в утверждении добрых нравов между прихожанами, в соблюдении порядка при богослужении, в помощи больным и бедным.

По крупным праздникам вся община собиралась в кирхе, после службы там устраивались хоровые песнопения. Торжественно и чинно отмечали самый главный праздник лютеран — Рождество. Накануне вечером звонили вначале в маленький, затем в большой колокол и, наконец, в оба одновременно. Все жители шли в кирху, где стояла елка, под ней изображалась «ясельная сцена с Христом» (когда новорожденного Иисуса спрятали в яслях). После службы и коллективного песнопения расходились по домам и садились за праздничный стол.

В Ейске была школа для латышских колонистов, в которой учились и лютеране. Она располагалась на Воронцовском проспекте, возможно в доме пастора рядом с кирхой. С 1899 года по 1900 год учителем в ней работал Янис Фридрихс Кулманис (см. «ПП», 2009, №7).

Лютеранская кирха составляла единый комплекс с домом пастора (филиал №2 ЦБС города Ейска). Здания были построены в 1896 году на земле, принадлежавшей общине протестантов лютеран. Место расположения и кирхи (чуть в глубине двора), и дома пастора обусловлено особенностью застройки этой части города, а она определялась существованием городского сада, округлого в плане. К сожалению, фамилии авторов проекта и строителей не известны.

Одноэтажное, прямоугольной конфигурации кирпичное здание кирхи построено в стиле псевдоготики. Главный фасад, имеющий симметричную композицию, вытянутую по вертикали, прорезан окнами параболической формы. Металлические двери украшает кованая фрагментованная решетка. Торцевые фасады увенчаны карнизами в виде зубчатых аркатурных поясков. Крыша двускатная с деревянными стропилами. Внешне кирха почти сохранила свой первоначальный облик, жаль только, что еще до Великой Отечественной войны была утрачена самая примечательная архитектурная деталь сооружения – шпиль. Хотя возможно, она исчезла и позже. В 1947 году к зданию была сделана кирпичная пристройка.

Одноэтажное кирпичное здание пастора, находящееся слева от кирхи, построено в эклектическом стиле. Оно имеет в плане сложную конфигурацию. Главный фасад здания симметричен, богато декорирован кирпичной кладкой, многоярусным карнизом с объемными «сухариками». Это здание со временем претерпело много изменений, хотя и сохранило свой первоначальный внешний вид. Утрачены общая с кирхой ограда, декоративная решетка ограждения крыши, изразцовые печи. Внутри остались нетронутыми декоративные лепные тяги и потолочные плафоны. Когда-то над парадными входными дверями висел кованый надкрылечник. В конце 60-х годов он почти разрушился и был снят при очередном ремонте центральной библиотеки, располагавшейся в этом здании. Из-за просадок фундамента по стенам здания образовались многочисленные трещины. В 2000 году его укрепили. Это и предотвратило разрушение здания .

Отток немецкого населения из Ейска и его округи начался в связи с первой мировой войной. В 30-е годы прошлого столетия закрылось большинство ейских храмов, в том числе и кирха.

…Во время Великой Отечественной войны немцы были депортированы на восток. Многие погибли от неустроенности. В 1950-70-х годах наши земляки стали возвращаться. Но не все. А здание, которое раньше объединяло немецкую общину, стало служить только спорту.

В 1948 году в Ейске была организована детская спортивная школа краевого комитета, и здание кирхи передали под спортивный зал. В бывшей кирхе разместился Дом физкультуры. Иногда ейчане его громко величали «Дворец спорта». Ветеран спортивного движения Владимир Фардман вспоминал, что здесь была кинобудка, демонстрировались фильмы. Самое громкое, но печальное событие, связанное с этим зданием, относится к августу 1949 года. Когда 8 августа скончался Иван Максимович Поддубный, гроб с его телом для прощания установили в Доме физкультуры. А затем весь город провожал его к месту погребения в парке, который позже стал носить имя Поддубного.

Сегодняшний вид одного из красивейших городских зданий огорчает своей неухоженностью. Бывшая кирха с каждым годом все больше и больше теряет свою былую красоту.

Комментарии (0)

Связаться с нами
© 2014—2021