Владимир Печеник достоин звания Почетный Гражданин Ейска

Редакция «Деловой Ейск» предлагает присвоить Владимиру Федоровичу Печеник звание Почетный Гражданин Ейска.

Ниже статья Владимира Федоровича о проделанной им работе из книги «Меняйловская гвардия».

Избрание председателем горисполкома было для меня событием довольно неожиданным. Полагаю, Меняйлов Николай Иванович, первый секретарь горкома КПСС, рисковал, рекомендуя меня на эту должность. Достаточного опыта хозяйствования не было, да и возраст не ахти какой — 38 лет. В городе же накопилась масса проблем. Не хватало воды, электроэнергии, в упадок пришли очистные сооружения канализации, очереди в детские дошкольные учреждения, дороги — в основном грунтовые, а мощёные — все в ухабах, и т.?д. и т.?п.

Сразу стало ясно — одному горисполкому всего этого не осилить. Нужно было на это объединить усилия коллективов города. Отношение ко мне руководителей было настороженным. Только с Шумаковым?А.?М. был неплохо знаком. Поначалу допускали ошибки — собирал руководителей группами, пугал бюро горкома КПСС.

Должного эффекта это не приносило. Изменил тактику. Начал приглашать к себе наиболее маститых поодиночке. Уговаривал, убеждал, доказывал. Стало получаться. И если на совещании руководителей города Шумаков?А.?М., Волик?Н.?Г., Баранцевич?А.?С. первыми откликались на просьбу о помощи в том или другом вопросе, остальные принимали это как должное.

Памятуя о том, что людей объединяет общее дело, стремились к их выполнению привлечь как можно больше коллективов предприятий. Генератором идей и предложений был, конечно, Николай Иванович. Одной из них стала подготовка к 30-летию Победы.

В первую очередь — реконструкция площади Революции. Средств на это предусмотрено не было. Подключились многие коллективы. ГорКБО завезло мрамор из Карелии, листы металла — турбаза «Прибой» из г. Москвы, литьё на заводах «Полиграфмаш» и «Аттракцион» и т.?д. Проект был сделан при содействии Тхор?Б.?И., заслуженного архитектора РСФСР. Стелу устанавливали с помощью бронетранспортёров военные. Ели завезли из Нальчика (Кисловодска).

Открытие прошло в торжественной обстановке в присутствии массы народа. К этой же дате были поставлены на постаменты бронекатер «Ейский патриот» силами близлежащих предприятий (рыбный завод, рыбколхоз, судоремонтный и бондарный заводы, морской порт) и танк «Ейский колхозник» силами коллективов предприятий Ейского района. На открытии памятника бронекатеру присутствовал его бывший командир Балев. Это по сути дела экзамен по выполнению задач при концентрации совместных усилий коллективов предприятий города. Сдали его все успешно.

От моего предшественника Кокова?К.?Д. остался неплохой задел — детальный план застройки второго микрорайона, коробка 129-квартирного жилого дома, завершились переговоры по строительству водопровода, около 200 тыс. руб. долевых средств на строительство детских дошкольных учреждений и др. Без наличия проектно- сметной документации ни о каком развитии и мечтать было нечего. На это нужны были лимиты на проектирование. В те годы «выбить» их было непросто. Начал искать пути. Наладились добрые отношения с руководством института «Краснодаргражданпроект», особенно с его главным инженером Рединым?Н.?М., с «Сельхозпроектом», подключил и городскую проектную контору.

Дело пошло на лад. С первых же дней председательства пытался найти пути увеличения мест в детских дошкольных учреждениях (ДДУ). Отработал авантюрную схему — начиналось строительство без включения в план строительной организации (ПМК-124) за счёт долевых средств. Доводили объект до сдачного положения и показывали председателю край- плана Аврамец?Г.?П. с заверением, что объект к концу года будет сдан в эксплуатацию. Так он попал в план строительства и в план финансирования. Следующий строился по такой же схеме.

Велось их строительство и в плановом порядке — это в 37-м микрорайоне и во втором. Остроту этого вопроса понимали и руководители предприятий. Построили ДДУ швейная фабрика, совхоз «Мичуринский». Многие увеличили количество мест за счёт реконструкции существующих. В итоге уже в 1984 году более 10% мест были свободными.

Одна из газет городов центральной России по этому поводу поместила небольшую заметку «Городу Ейску требуются дети». Это ли не оценка усилий коллективов предприятий города.

Хочется упомянуть об одном забавном случае. В районе госпиталя по ул.?К.?Либкнехта был земельный участок военведа с пустующим угольным складом. Городу крайне необходим был свободный участок. Напрашивалось решение — склад снести и построить ДДУ, что было и сделано. Началась укладка фундаментных блоков, когда ко мне в кабинет заходит делегация военных. Вопрос ребром — или 50 мест в садике, или тяжба о самовольном захвате участка. Пришлось их укорить, что мало просят. Выделил им 100 мест для самостоятельного распределения. Они бы их получили и так. Большинство же жён работают в гражданских учреждениях.

Одной из главнейших проблем было водоснабжение, сброс и очистка сточных вод. При активной поддержке первого секретаря крайкома КПСС Медунова?С.?Ф. вопрос о начале строительства был решён. Курировал стройку от крайкома КПСС Пономаренко?Б.?Н., от города, естественно, Меняйлов?Н.?И. В торжественной обстановке заложена первая труба на месте начала водопровода в район станицы Вторая пятилетка. Планёрки проводились систематически. Приходилось летать на трубные заводы в город Челябинск, ездить в город Харцызск. При поддержке зампредседателя крайисполкома Артюшкова?В.?Д. к нашим просьбам относились с пониманием. Трубы поставлялись. Моё основное внимание было сосредоточено на строительстве очистных сооружений. Сроки строительства I очереди 30 тыс. куб. м стоков в сутки срывались. Получал замечания (мягко сказать) от председателя крайисполкома Разумовского?Г. В конце концов они были введены в эксплуатацию. На выходе в лиман вода была абсолютно прозрачна, а в аэротенках плавали карпы и сазаны.

В это время были построены канализационные насосные станции в п. Широчанка и на Ейской косе. Прокладывался самотечный коллектор сточных вод от военного городка до насосной по ул.?Н.?Садовой и напорный вдоль железной дороги. 22 февраля 1981 года наступил радостный день, когда в город пришла большая вода. Прибыло почти всё краевое руководство. А накануне случился казус — упали щёчки на входной задвижке. Почти сутки трудились лучшие сварщики города, дефект устранили. Штурвал крутят Меняйлов?Н.?И. и Медунов?С.?Ф. Крутят довольно долго (шаг винта небольшой). И вдруг на трибу- не вздох, в массах — ура! Вода пришла.

Позже Николай Иванович рассказывал, что Медунов?С.?Ф. у него тихо спрашивал: «Потечёт вода или нет?». Вода потекла бы в любом случае, так как был предусмотрен запасной вариант от существующего водопровода. Вода пришла, но предстояла ещё масса дел. Необходимо было закончить строительство резервуаров запаса воды, заменить аварийные участки уличных сетей, построить ветку водопровода диам. 400 мм от водоканала до военного городка, завершить строительство административного здания водовода и др.

Всё это было осуществлено. Путём строительства под- станции Ейск II и линий электропередач удалось решить и проблему электроснабжения. А со сдачей в эксплуатацию газонаполнительной станции по ул. Шмидта — и устойчивое обеспечение населения сжиженным газом. Параллельно наращивались и темпы жилищного строительства.

Завершилась застройка второго микрорайона. Встал вопрос о новом. Им стал 37 квартал (микрорайон «Солнечный»). Не буду рассказывать о тернистом пути проектирования, но осваивался он в соответствии с требованиями норм застройки участка — сначала инженерные сети, а уж потом — жилые дома. Всё было сделано по науке, не было только тепла. Строительство котельной зашло в тупик, а уже были на вводе ДДУ, жилой дом, в проекте — школа. Через знакомых вышли на руководителя предприятия, комплектовавшего блочными котельными строящиеся линии газопровода. Полетели в Тюмень. Котельная с двумя котлами была поставлена в Ейск. Отапливалась сначала мазутом, потом газом. Немало приложил усилий по её эксплуатации Колесников?В. Тепло в жилой дом было подано, первая очередь заселена, а УКС крайисполкома не верит — авантюра. Но доказали, после этого в УКСе меня иначе, чем авантюрист, не называли.

К 1985 году сдавалось (с учётом индивидуального строительства) 18000-20000 кв. м. Вкладывали средства и предприятия города. Они же потом принимали активное участие и в отделке квартир. Акты о приёмке домов подписывались в декабре, а штурмовали их, как правило, до 1 мая. Приходилось рисковать, иначе на следующий год объём капвложений резко уменьшался.

Интересен один случай. Как-то в город с визитом приехали председатель край- плана и начальник отдела по жилищному строительству Госплана РСФСР. Встретили. Показали музей лётного училища, посетили плавательный бассейн. Плавая, завели разговор о вышке для прыжков в воду — кто бы из нас мог с неё прыгнуть. Желающих не было. Вызвался я, с условием включения в план строительства 60-квартирного жилого дома. Было страшновато, но прыгнул «ласточкой». Дом в план был включён за счёт резерва Совета Министров РСФСР.

К 1984 году был полностью застроен второй микрорайон, построены два дома по улице Б.?Хмельницкого, жилой дом для медицинских работников, активно осваивался 37 квартал. К этому времени с помощью предприятий была запущена и котельная. Как помню, факел в котле зажигали 31 декабря часов в 8-9. Котельная была принята комиссией при участии начальника треста «Ейскгоргаз» Коржеловой?Р.?Г.

В области здравоохранения был построен приёмный покой центральной больницы, укреплён фундамент родильного дома (он начал разваливаться), построены поликлиника по ул. Коммунистической, детская поликлиника, здание СЭС, аптека. Многие отделения больницы были отремонтированы.

В народном образовании, кроме увеличения мест в ДДУ, были введены в эксплуатацию школы во 2-м и 37-м квартала, школа в посёлке Широчанка и подготовлена проектно-сметная документация для строительства педагогического училища.

Возникли проблемы с авиа вокзалом, он был признан аварийным. По предложению Николая Ивановича приняли решение за счёт средств на капитальный ремонт построить новый. Активное участие в этом принял начальник Краснодарского авиаотряда Мостовой (был он летающим начальником). Строящийся объект показали первому секретарю крайкома КПСС МедуновуAС.BФ. Его молчание приняли за одобрение, а это значило, что стройку можно продолжать. Объект был успешно сдан.

Немало усилий требовало и благоустройство. Главные беды — отсутствие материалов и денежных средств. В какой- то мере выручил доменный шлак. Перевозили его баржами, в чём неоценимую помощь оказал начальник Волго-Донского пароходства Белотворцев; с ним мы хорошо подружились.

Большой объём работ пришлось выполнить по ул. Коммунистической (инициатива Николая Ивановича). Кстати, по Генеральному плану она должна быть гораздо ниже и предназначение её — движение только пассажирского транспорта. Поэтому 37 квартал, кинотеатр «Родина» кажутся утопленными. Движение грузового транспорта должно было осуществляться по улице Б.Хмельницкого, Мичурина и далее около городской свалки с выездом у старых дач на главную дорогу.

Удалось выполнить в усечённом варианте — с выездом на главную дорогу в районе КБО (районного). Шла реконструкция и других дорог: ул.BН.AСадовая, Портовая Аллея, ул.Б.Хмельницкого и т.д. Всё это требовало укрепления производственных баз предприятий, занимающихся благоустройством города.

На новой площадке отстроили трест зелёного хозяйства (оранжереи и сейчас в рабочем состоянии), многое сделано по реконструкции базы СДСУ. Уделялось внимание и укреплению строительных организаций. Для наращивания мощностей каждая из них подверглась реконструкции. Это СМУ треста «Краснодаргражданстрой» (Кузяев П.BВ.), РСУ (Жуков О.BВ.), СМУ «Курортремстрой» (Горошко), завод стройматериалов (Петров Ю.BК.). Особое внимание уделялось основной строи тельной организации города — ПМК-124. Эту ношу взял на себя Николай Иванович.

Так же, как и реконструкцию промышленных предприятий, строительство молочного завода. Ощущалось и отсутствие достаточной ёмкости городской телефонной станции. Ситуацию несколько разрядило создание небольших АТС во 2-м микрорайоне и военном городке. Кардинально проблема решилась только с пуском АТС на 10000 номеров. Больших усилий стоило включение АТС в план строительства. Смешно, но это так. В план было включено всего 50 тыс. руб., то есть получили право начинать.

Особо хотелось бы отметить строительство Дворца культуры. Всё началось с приезда в город председателя крайплана Панцырева в конце 1973 года. Состоялась встреча с ним, и Николай Иванович выпросил у него всего 74 тыс. руб. на капремонт, с обязательным их освоением за 2 месяца, оставшихся до конца года. Без раскачки начали разбирать сцену, а там толщина стенок металлических балок как папиросная бумага. Приняли решение деньги осваивать, но пристроить ещё помещения в тылу и с фронта здания. Колесников AА. (директор) настойчиво доказывал, что это проблему не решит. И тогда к пуговице начали пришивать сюртук — проектировать зрительный зал. В кармане ни гроша, в плане строительства объекта нет. В общем, начали по капремонту. Использовали фермы, ещё завезённые в город на строительство кинотеатра в бытность первого секретаря ГК КПСС Гицевича AГ., которые пролежали под открытым небом несколько лет.

Риск? Да, риск, но выхода не было. 3 года, практически ежедневно, в 9 часов на объекте — планёрки. Привлечены были без особого сопротивления практически все предприятия города, откликнулись и некоторые районные. Материалы использовались те, что можно было взять на предприятиях. Все вопросы решались оперативно. Возникли вопросы по пожаротушению и вентиляции, по комплектованию сценического оборудования.

Трудно представить, как бы мы выкрутились, если бы не знакомство с референтом Совета Министров РСФСР Матюниным A.B. Обаятельнейший, широкой души человек. Помог с финансированием, с оборудованием и даже из 6 роялей на всю Россию один достался нам. В итоге Дворец культуры был торжественно открыт. Параллельно со строительством Дворца шла реконструкция летних эстрад в Сквере им. Калинина и Парке им. Поддубного. Кстати, в парке развернулись работы по строительству танцевальной площадки, фонтана, благоустройству аллей.

Механическую часть фонтана изготавливал станкостроительный завод. В реконструкции активно участвовали и курсанты лётного училища. Частично финансирование шло за счёт резерва Совета Министров РСФСР. Парк стал, благодаря референту Совета Министров РСФСР Матюнину A.B., базой для повышения квалификации механиков по обслуживанию аттракционов для городов всей России. Это дало возможность все новые аттракционы устанавливать в парке.

Николай Иванович «нагнул» директора завода «Полиграфмаш» на реконструкцию стадиона и строительство спортивного зала. Была введена в эксплуатацию база для водно-технических видов спорта на Ейской косе. Для решения финансирования пришлось дважды встретиться с председателем ЦК ДОСААФ Покрышкиным и руководством ЦК ВЦСПС.

Сдали в эксплуатацию городскую баню — долгострой, строительство которой начал ещё Коков К.Д. Часть железобетонных конструкций в крае уже не выпускалась. Нашли их в Таганроге и доставили в Ейск.

Получил развитие и санаторий «Ейск». Ускорил этот процесс случившийся в санатории небольшой пожар. Строительство начиналось непросто. Активно помогал председатель краевого Сове та курортов Самсонов В.И., бывший первый секретарь ГК КПСС города Ейска. Неоднократно вместе с главным врачом санатория Родомской С.В. выезжали в Москву в ЦК ВЦСПС. Удалось даже «пробить» строительство 9-этажного дома, частично для переселения жильцов с площадки под строительство грязелечебницы.

Хочется подчеркнуть, что практически всё сделанное — это благодаря активному участию коллективов предприятий и их руководителей. Городской стройкой стало строительство свинокомплекса и объектов объёмно-блочного домостроения (ОБД). В обиходе расшифровывалось как «Общая беда директоров».

Не могу не сказать о слаженной работе аппарата горисполкома. В его составе не было случайных людей. Основу составляли бывшие хозяйственные руководители. Начальниками управления жилищно-коммунального хозяйства были Петров Ю. К. (начальник строительной организации), Пантелеев В. И. (директор хлебзавода), Инчик Ю. А. (директор мясокомбината). Заместители — Копанев В. М. (начальник ж. д. станции), Падалка В. М. (гл.инженер консервного завода).

Это был крепкий тыл, который стоял всё время на передовой. Не могу не сказать о высоком чувстве долга и понимания нужд города со стороны работников крайисполкома. Многое сделали по обеспечению города материалами руководители заводов «Уралмаш» (Ворначёв Е.А.), Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе (Чернов), Ростовского стекольного завода (Недельский В. М.) и другие.

С пониманием относились и в министерствах, во многих пришлось побывать. Тогда к министру было легче попасть, чем сегодня к главе района. Не все задумки удалось осуществить. Не намыли пляж на Таганрогском заливе (район лестницы). Попытка была. Московский отряд подводно- строительных работ пригнал два земснаряда. Несколько дней они пытались начать работы. Но, увы, — песка на дне залива не нашли (работы велись без предварительной разведки). Земснаряды понесли потерю. Один затонул в районе острова «Ейская коса» после выполнения работы по очистке входа в бух ту.

Пылится в архиве и проект строительства набережной по берегу Ейского лимана; не окончена и аллея от Парка им. Поддубного до стадиона; не построен мост через железнодорожные пути и некоторые другие проекты. Некоторые из бывших задумок осуществляются уже в наше время.

Комментарии (0)

Связаться с нами
© 2014—2021