Стратегию развития ейского курорта обсудили власть и бизнес

На пять или десять лет надо создавать стратегию?

Время – деньги

Представители бизнеса и власти Ейского района впервые всерьёз решили заняться составлением стратегии развития курорта.

Сразу возник спор: на какой срок создавать документ – на пять или десять лет? Рассуждали: доживём ли, не стыдно ли будет смотреть в глаза потомкам? Учитывая экономические «качели», можно и «промахнуться» с прогнозами. А принимая во внимание стандартные сроки реализации проектов (от начала переговоров и получения разрешений во властных структурах до разрезания красной ленточки), проходит не меньше пяти лет. Особенно, если это окажется такой масштабный объект, как возводимый «с нуля» санаторий.
Мэр Ейска Валерий Кульков сразу сказал, что готов за полгода бесплатно подготовить участок в несколько гектаров на территории посёлка Морского для инвесторов. «Но меня спросят, а где коммуникации?» - добавил он, сразу обозначив одну из основных проблем не только курорта, но и города в целом.
Таких «болевых точек» множество, история многих тянется чуть ли не со времён российской империи. Решено объединить их в группы и каждой посвятить отдельную встречу. Таким образом, до следующего курортного сезона (ориентировочно в апреле) у муниципалитета должна появиться стратегия развития в санаторно-курортной сфере. Хотя исполняющий обязанности главы района Юрий Келембет торопит подчинённых. Срок работ для администрации – конец ноября, об этом сказал исполняющий обязанности начальника районного отдела по вопросам курорта и туризму Роман Жижкин. Бизнесмены, которым по идее должно быть ближе быстрое решение вопроса, с ним не согласились. «Последние годы отрасль не стояла на месте, но проекты выполнялись хаотично. Со стратегией не надо спешить, надо подойти к её созданию серьёзно, чтобы после публичных слушаний и утверждения депутатским корпусом она стала «законом», обязательным к реализации для всех», - объяснил позицию предпринимателей директор некоммерческого партнёрства Александр Вивчаренко.
Директор базы отдыха «Сёрфприют» Александр Колесников предложил компромиссный вариант: «Выбор, в какой цвет будущей весной покрасить забор и строительство санатория - проблемы разного уровня. Внутри десятилетней стратегии возможно заложить выполнение более краткосрочных планов».
О казалось, что у всех присутствующих довольно смутное представление о том, как реально должна выглядеть стратегия. Хотя в одном участники «круглого стола» были единодушны – администрации района необходимо выступить заказчиком проекта. Конечно, предприниматели имеют немалый опыт работы в курортном, и не только, бизнесе. Но без привлечения экспертов из специализированных НИИ документ, как выразилась директор некоммерческого территориального объединения «Союз работодателей города Ейска» Ольга Байкова, окажется не больше, чем «сотрясанием воздуха». В свою очередь, подготовка и принятие официального документа позволят рассчитывать не на одних, и пока гипотетических инвесторов, а на участие в краевых программах и деньги из казны.
Первые попытки создать стратегию относятся к началу 90-х годов. Опыты оказались разной степени успешности. К разработке одних привлекали учёных, другие создавали местные спецы, но всеобъемлющего документа написать и «протолкнуть» пока никому не удалось. Хотя единственным и непреложным правилом для всех проектов оставалось взаимное уважение – один бизнес не должен мешать другому. Правда, порт и курорт (а это основные антагонисты) за эти годы не стали добросердечными соседями. И пока первый ждёт, что второй уйдёт в небытие, он не сдаётся. В акватории проведены дноуглубительные работы и в порт уже заходят суда повышенного тоннажа. Слова Президента России Владимира Путина о том, что стране не хватает портов, только добавляют ейским стивидорным компаниям уверенности в завтрашнем дне. Впрочем, нет никаких предпосылок, указывающих и на скоропостижную смерть курорта.
Свой давно привычный клиент у Ейска и станицы Должанской есть. Просто их должно быть больше и количественно, и качественно. У района есть территории для развития – побережье станиц Камышеватской и Ясенской, посёлка Ясенская Переправа. Да и сами предприниматели уже видят, что потенциал муниципалитета гораздо шире, чем стандартный набор, состоящий из моря и солнца. Ещё неясны контуры будущей стратегии, но можно предположить, что вектор развития в Ейске постепенно будет смещаться на запад. Оконечность косы станет местом для развития экстремальных видов спорта, набережная – зоной семейного отдыха. А посёлок Морской примет желающих поправить здоровье. Скорее всего, сезон будущего года потребуется на привыкание к самому факту существования стратегии и «раскачки», но 2017-й однозначно необходимо начать работать по принципиально новой схеме.
Сусанна СОМОВА.
170 мест будет на новой базе отдыха, которую построят на оконечности Ейской косы к летнему сезону 2016 года.
В местном бюджете на курорт приходится не больше 2,5 процента среди всех поступлений. Исходя из простого расчёта 600 тысяч отдыхающих в год (каждый оставил на курорте минимум 10 тысяч рублей), получается шесть миллиардов рублей. Для сравнения: оборот торговли, самой устойчивой сферы экономики района, – 18 миллиардов рублей в год.
До сих пор нет точной формулы, по которой рассчитывается число отдыхающих. Ещё с советских времён используется «хлебный показатель». Чем больше булок выпекается и продаётся, тем больше гостей принимает населённый пункт в курортный сезон.

Комментарии (0)

Связаться с нами
© 2014—2020