Ейский ветеран рассказал о службе на Балтийском флоте

Ходили мы походами... Виктор Подоляк никогда не думал, что будет служить во флоте. После призыва в армию он проходил курс молодого бойца в 46-м стрелковом запасном полку, дислоцировавшемся в Белой Калитве Ростовской области. И по всем канонам, воевать бы ему в сухопутных войсках. Но в полк приехали представители флота. Отобрали человек 90, в их число попал и Виктор Фёдорович.
- По всей вероятности, свою роль сыграл тот факт, что у меня за плечами было восемь классов, - рассказывает ветеран. - На флот, как правило, набирали высоких крепких парней, а я роста был небольшого. Но зато образование имел, по тем временам, довольно высокое...
Новоиспечённых моряков привезли в Ярославль, где дислоцировался эвакуированный из Кронштадта учебный отряд. Там Виктор Фёдорович обучился морской профессии, присвоили ему звание старшины второй статьи. После учёбы - Ленинград, первый Балтийский флотский экипаж.

- В осаждённый город нас привезли по Ладоге, - вспоминает ветеран. - Фашисты дорогу жизни бомбили часто, поэтому то там, то здесь зияли полыньи, чуть подёрнутые тонкой коркой льда. На всем протяжении дороги стояли регулировщицы, молоденькие девчонки. Мороз, ветер холодный, а они показывают направление движения...
Прибывшее пополнение распределили по экипажам кораблей. Виктору Фёдоровичу со своими товарищами пришлось ждать, когда же их тральщик спустят со стапелей на воду. Строился он тут же, в Ленинграде, несмотря на бомбёжки и артобстрелы.
- В конце марта 1944 года мы провели ходовые испытания, - рассказывает Виктор Фёдорович. - На торжественном построении нам вручили флаг корабля, гюйс. И мы вошли в состав восьмого дивизиона тральщиков третьей бригады траления Балтийского флота.

Ежедневно в море на траление выходило 3-4 корабля. Балтика усыпана минами была очень обильно. Расчищали фарватер для подводных лодок и надводных кораблей. Попавшие в трал мины первое время расстреливали из башенных орудий. Но позже поступил приказ: мины только подрывать. Оказалось, что отдельные мины снаряд прошивал насквозь, но по каким-то причинам она не взрывалась. Боеприпас набирал воду, притапливался и в таком положении дрейфовал по морю, неся угрозу кораблям.

- Во время траления практически весь экипаж располагался на верхней палубе, - рассказывает Виктор Федорович. - Исключение составляли лишь те, кто находился в машинном отделении. Ведь в случае подрыва тральщика с палубы спастись было намного легче. И это подтверждала практика. За время боевых действий наш дивизион потерял два тральщика. На одном погиб только один человек, а на втором - практически весь экипаж. Почти весь личный состав, за исключением вахтенных, находился в кубриках. Спаслись те, кто был на палубе...
Когда на суше боевые действия завершились и Германия капитулировала, на море невидимая война продолжалась. Тральщикам предстояло очистить морское пространство от мин.

В общей сложности Виктор Подоляк бороздил просторы Балтики на тральщике семь лет. Сосчитать, сколько мин обезвредил экипаж судна, невозможно. К каждой срезанной тралом мине на лодке отправлялась группа моряков. Одни гребли на вёслах, а сапёр устанавливал на мину взрывное устройство. После чего лодка разворачивалась и на всю мощь матросских рук уходила от опасного объекта. Спустя какой-то промежуток времени, раздавался взрыв. Бывало, что осколки свистели над головой...
За ратную службу Виктор Фёдорович награждён правительственными наградами. Среди них наиболее ценны для моряка медали Ушакова и Нахимова. Первой он был награждён в конце 1944 года, а вторую получил уже в мирное время, которое для тральщиков по сути мирным назвать нельзя, поскольку каждый выход в море был сопряжён с опасностью подрыва корабля.

Через семь лет службы мичман Виктор Подоляк был переведён на офицерскую должность. С флотом расставаться не собирался.
- Но вышел приказ Иосифа Сталина. - говорит ветеран, - всех военнослужащих, стоящих на офицерских должностях, но не имеющих специального образования, уволить. Так я и оказался на гражданке. Но моряком остался навсегда...
Георгий Тимофеев.

Комментарии (0)

Связаться с нами
© 2014—2022